Капицын Владимир Михайлович
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
КАК МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Специальность 23.00.02 — Политические институты и процессы
Д и с с е р т а ц и я
на соискание ученой степени
доктора политических наук
Актуальность исследования. Восприятие гражданами политики и по-
литического участия стало предметом научной рефлексии уже в учениях
древнегреческих и древнеримских мыслителей1. Позднее средневековые тео-
логи разрабатывали тематику воздействия церкви на внутренний мир ве-
рующего и на его участие в религиозной жизни, что было использовано так-
же идеологами монархии для легитимации светской власти2.
Реформация выявила новые аспекты данной проблемы. Для протестан-
тизма, например, стало характерным утверждение, с одной стороны, духов-
ной автономии верующего по отношению к официальной церкви и государ-
ству, а, с другой, культивирование ответственного отношения («долг») к дея-
тельности вообще и к политическому участию, в частности. В учениях эпохи
Просвещения разрабатывались естественно-правовые идеи о разуме (рацио-
нальности) как движущей силе политического участия3.
XX век значительно актуализировал проблему идентификационной
природы политического участия. Примеры политических мобилизаций с
«воодушевленным» массовым участием и жестким ограничением политиче-
ских свобод, активного электорального поведения и абсентеизма, легального
и нелегального протеста потребовали активизации научной рефлексии. Чело-
вечество столкнулось и с массовым экзистенциальным страхом, подобным
апокалиптическому, вызываемым угрозами ядерной войны, экологических и
техногенных катастроф, голода, а также последствиями распада государств.
1 См.: Аристотель. Политика. М., 1911; Платон. Государство. Законы //Соч. Т. 3. М.,
1993; Цицерон. Философские трактаты. М., 1997 и др.
2 В частности, Данте Алигьери в своей «Монархии» (См.: Аl ighier i Dante. Monarchia.
Stuttgart, 1989). Известен и более ранний трактат о правлении и политическом процессе,
который уже можно назвать политологическим, выходящим за рамки стоических и патри-
стических схем. Это — «Policraticus» Иоанна Солсберийского (1159 г).
3 См.: Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное
право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994; Локк Дж. Из-
бранные философские произведения. Т. 2. М., 1960; Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1979;
Монтескье Ш. О Духе законов. М., 1951 и др.
|