ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Уральский гуманитарный институт
Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории Культуры
Свердловская областная организация Союза кинематографистов России
Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба»
Автономная некоммерческая организация «Д. К-Киноклуб»
приглашают принять участие в международной научной конференции Эффект художественной достоверности
Конференция пройдет в УрФУ по адресу: г.Екатеринбург, проспект Ленина 51, 3 декабря 2019 г.
В декабре 2018 года в рамках Международного фестиваля-практикума киношкол
«Кинопроба» прошла конференция «Пространство документации: режимы существования
кинематографических свидетельств», которая стала первой в задуманной преподавателями и
студентами департамента философии УрФУ серии научных мероприятий, посвященных
исследованию кинематографической реальности и языка ее описания. Конференция 2019
года продолжает изучать тему неустойчивости и подвижности границ игрового и документального кино в современную эпоху, получившую номинацию эпохи «постправды», в которой обострилась проблема достоверности.
Визуальные, в частности - кинематографические образы, доминируют в сфере культуры, а концепт «реальности» становится всё более многозначным. Возникает необходимость переосмыслить понятие достоверности в кино, особенно когда мы говорим о документальной составляющей
кинематографа, ее притягательности для режиссеров и новой актуальности. Зара Абдулаева в
своей книге «Постдок» вводит понятие «новая достоверность», которое характеризует
попытки современных режиссеров найти кинематографический язык, адекватный эпохе
«постправды»: «Режиссеры-документалисты уходят в игровое кино. Лучшие режиссеры
игрового кино конца 1990-х – 2000-х гг. снимают в парадокументальной поэтике».
[Абдуллаева З. Постдок. Игровое/неигровое. 2011]. Исходя из этого, мы ставим задачу
исследовать трансформации, которые претерпевает современное документальное/игровое кино.
Всё вышеперечисленное требует от теории кино новых подходов, методов и стратегий
исследования кинематографа, появление которых можно увидеть уже сегодня. Например,
это обращение к кино в рамках медиаархеологии, которая рассматривает развитие кино в
связи с его техническими носителями, позволяющими смотреть кино с экрана ноутбука,
планшета и смартфона. Показателен вопрос, которым задаются Томас Эльзессер и Мальте
Хагенер: «какова связь между кинематографом, восприятием и человеческим телом?»
[Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. – Спб.: Сеанс, 2016]. Без
обращения к особенностям кино как медиума сложно представить решение проблемы
игрового и неигрового, поскольку уже в самом киноаппарате содержатся предпосылки для
того и другого. Помимо проблематизации взаимоотношений игрового и неигрового в кино,
необходимо также попытаться определить место теории кино в современном академическом
пространстве, а также осмыслить её основные функции и назначение в постоянно
меняющемся мире кинематографической индустрии.
Оргкомитет конференции предлагает обсудить следующие вопросы:
§
Художественная и документальная достоверность как различные модусы
конструирования кинематографической реальности.
§
Какие существуют теоретические модели для дифференциации игрового и
документального кино?
§
Способы осмысления и интерпретации кинематографической достоверности.
§
Специфика процесса формирования новой достоверности в разных видах искусства
§
Диалектика взаимоотношения игрового и документального типов кинематографа и
театра.
§
Насколько переводима реальность на язык кино и обратно?
§
Реальность времени и время реальности в кино и театре.
§
Факты, улики и следы действительности как атрибуты кинематографической репрезентации.
§
Игра в кино или монтаж жизни: реальное и слишком реальное.
§
Соприкосновение с репрезентацией: отчужденность и чувственность.
Для продуктивного поиска ответов на вопросы необходимы совместные усилия ученых
из разных областей знания (историки, культурологи, специалисты по старым и новым
медиа, социальные антропологи, философы), практиков, работающие в системе
медиаархеологии, и, конечно, всех участников кинематографического процесса.
Помимо проведения секций, посвященных рассмотрению теоретических проблем кинематографа,
планируется практический семинар, включающий в себя просмотр киноматериала и его обсуждение.
Заявки принимаются до 22 ноября по адресу doc.conference15@gmail.com
Требования к заявкам: текст тезисов 1,5 тысячи знаков в Microsoft Word с указанием ФИО
автора, учебного заведения и статуса. Авторам лучших тезисов по итогам конференции
будет предложен вариант публикации в виде статьи в сборнике (РИНЦ). Предусматриваются
очная и заочная формы участия.
В конференции примут участие известные исследователи и практики кино из разных стран:
теоретики, кинокритики, историки кинематографа; специалисты, занятые музеефикацией
и реставрацией кинодокументов; режиссеры, операторы.
Оргкомитет конференции:
Сыманюк Э.Э. – профессор УрФУ, директор Уральского гуманитарного института;
Немченко Л.М. – доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики
и теории культуры Департамента философии УрФУ, директор фестиваля Кинопроба;
Круглова Т.А. – профессор кафедры истории философии, философской антропологии,
эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ;
Ульрих Зайдль – кинорежиссер, сценарист, продюсер (Австрия)
Витушко М. В. – магистрант департамента философии УрФУ, член Совета молодых ученых;
Якимов А. Е. – аспирант департамента философии УрФУ, инженер-исследователь
лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания.
|