Понедельник, 06.05.2024, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Владимира Капицына

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2019 » Январь » 11 » Ли Сянянь Защита и реализация прав этнических меньшинств в государственной национальной политике КНР
17:27
Ли Сянянь Защита и реализация прав этнических меньшинств в государственной национальной политике КНР

Ли Сянянь

Защита и реализация прав этнических меньшинств

в государственной национальной политике КНР

Специальность 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Казань

2018

Работа выполнена на кафедре политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Научный руководитель: Фарукшин Мидхат Хабибович доктор философских наук, профессор кафедры политологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Официальные оппоненты: Бирюков Сергей Владимирович доктор политических наук, профессор Восточно-Китайского педагогического университета (г. Шанхай, КНР), Центр изучения России (East China Normal University, Center for Russian Studies, Shanghai, China).

Ставров Иван Валерьевич кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела китайских исследований, ФГБУН Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Ведущая организация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.

Защита диссертации состоится 14 декабря 2018 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.081.34 при ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 35, ауд. 1608.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 35.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета http://www.kpfu.ru

Автореферат разослан «__» _________ 2018 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Дубровин В.Ю. 3

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Исследование проблемы защиты и реализации прав этнических меньшинств представляется актуальным, по меньшей мере, по двум причинам. Одна из них состоит в том, что важнейшим проявлением гуманизма государственной национальной политики служит отношение к проживающим в стране этническим меньшинствам, которое выражается в оказании им всесторонней помощи с целью повышения уровня их развития и всесторонней интеграции в многонациональное общество.

Другая причина имеет более инструментальный характер. Положение этнических меньшинств непосредственно связано со стабильностью общества и целостностью государства. Наполненная гуманистическим содержанием национальная политика способствует предупреждению потенциальных противоречий и конфликтов в межэтнических отношениях и созданию в обществе атмосферы общенационального согласия.

Национальная политика – это целостная система мер, направленных на реализацию и защиту интересов и прав этнических групп в социально-экономической, политической, языковой, региональной, культурной и других сферах. Она является частью системы государственной политики, главным способом и методом урегулирования межэтнических отношений и разрешения национальных вопросов, выполняет функцию формирования устойчивых и добрососедских межэтнических отношений, сохранения территориальной целостности и обеспечения общественной стабильности.

Для выполнения возложенных на нее задач национальная политика разрабатывается и осуществляется с учетом положения этнических групп и состояния межэтнических отношений в разные периоды развития государства. С учетом необходимости воплощения в жизнь принципов справедливости и равноправия особенно принципиальное значение приобретает такая составная часть национальной политики, как сохранение и 4

защита прав национальных меньшинств, обеспечение условий для преодоления отсталости в социально-экономическом и культурном развитии национальных районов, подтягивания их до уровня доминантной нации на основе совершенствования всех сторон их жизни.

Чтобы быть эффективной, национальная политика должна опираться на прочные теоретические основы и учитывать национальные специфику и традиции страны.

За пятитысячелетнюю историю национальный вопрос Китая всегда был и еще надолго останется одним из самых сложных в жизни государства и народа. Несмотря на ассимиляцию и дискриминацию нацменьшинств в разные исторические периоды Великое Единство всегда остается главной целью национальной политики наряду с укреплением центральной власти и социальной стабильности, что является непременным условием успешного развития страны. Поэтому Коммунистическая партия Китая высоко оценивает принцип равноправия и сплочения всех народностей в целях создания гармоничной национальной атмосферы и достижения совместного процветания и прогресса.

Опираясь на китайские политические традиции и опыт, руководствуясь теорией государственного управления и марксистко-ленинской теорией национальной политики с учетом китайской специфики, правители Китая, принимая во внимание фактическое положение национальных меньшинств, выбрали систему национально-территориальной автономии для разрешения национального вопроса.

После образования КНР они разработали и проводили льготную политику в отношении этнических меньшинств в социально-экономической, политической и культурной областях, повысили заинтересованность малочисленных народов в политике и участии в ней, особенно в период проведения реформ. Благодаря этому, жизнь народов улучшилась, межэтнический разрыв сократился, национальная политика Китая 5

обеспечивает реализацию и защиту прав человека и коллективных прав этнических меньшинств.

Многонациональные страны начинают переосмысливать важность национального вопроса для экономического развития и стабильности страны. Для таких государств остается актуальным изучение опыта формирования и проведения национальной политики Китая.

Существует мнение, что национальная политика Китая механически подражает СССР. В действительности она является самобытной, учитывающей специфические условия Китая, его традиционную и современную культуру. Современная национальная политика Китая является довольно централизованной, учитывая огромное по количеству население и его этническое многообразие.

Одной из важных проблем китайской национальной политики является соблюдение баланса интересов всех этнических групп, проживающих в стране. Нельзя, например, допускать, чтобы льготная политика в отношении нацменьшинств представляла собой обратную дискриминацию в отношении этнических ханьцев.

Несмотря на то, что в целом в Китае взаимоотношения между малочисленными этническими группами являются гармоничными, существует ряд нерешенных национальных проблем. К ним следует отнести нерешенность некоторых вопросов экономического и социально-культурного развития этнических меньшинств, отдельные проявления этнической нестабильности, противоречия, связанные с процессом ассимиляции этносов и др. Кроме того, в разработке и реализации национальной политики, общество не может должным образом повлиять на правительство. В этой связи важное значение приобретает задача научного анализа проводимой в Китае государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Это 6

общая задача определяет выбор темы данного диссертационного исследования, ее главную цель и содержание.

Степень разработанности темы. Научные труды, в которых исследуются основные аспекты темы можно разделить на следующие группы.

К первой группе необходимо отнести труды китайских и российских исследователей, посвященные анализу взглядов древних мыслителей относительно национального вопроса и межэтнических отношений в Китае. Это такие исследователи, как О. Б. Бальчиндоржиева, А. В. Бояркина, В. Г. Буров, А. С. Васильев, Гэн Хайтянь, О. В. Евтихов, М. Б. Жамсав, А. А. Маслов, В. С. Нерсесянца, Н. М. Перелыгин, Д. А. Пивоваров, М. А. Сущенко, С. Ф. Ударцев, Л. Ф. Федотова, Цзэн Вэньфан, Чжан Цзянь, Н. И. Чуев1 и др. Подобные исследования рассказывают о концепциях представителей разных школ по национальному вопросу.

1 Бальчиндоржиева О. Б. Социальная гармония в Китайской философии//Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 391. – С. 58-63; Бояркина А. В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР // Россия и АТР. – 2011. – №4. – С. 126-134; Бунов В. Г. Марксизм и конфуцианство // Вопросы философии. – 2011. – №6. – С. 144-147; Буров В. Г. В Китае возрождается культ Конфуция или о духовной составляющей социализма с китайской спецификой // Азия и Африка сегодня. – 2011. – №4. – С. 8-14; Васильев А. С. История китайской философии – М.: Прогресс, 1989. – 552 с; Гэн Хайтянь Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 23.00.02 / Гэй Хайтянь. – Владивосток, 2011. – 25с; Евтихов О. В. Принципы теории управления, описанные в древнекитайских трактатах // Вестник ТГПУ. – 2010. –Выпуск 5 (95), – С. 36-41; Жемсаев М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филосф. наук: 09.00.11 / Жамеаев Михаил. Батожапович. – Улан-Удэ, 2005. – 24 с; Маслов А. А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». – Москва.: Логос, 2003. – 368 с.; Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] / В. С. Нерсесянц – М: Норма. -2005. – 352с. – URL: http://library.khpg.org/files/docs/1380635715 (дата обращения: 23.12.2017); Перелыгин Н. М. Современность представлений о справедливости в древнем Китае // Человеческий капитал. – 2012. – № 12 (48). – С. 116-120; Пивоваров Д. А. Синергетика как средство социального управления в Китае: культурно-исторический опыт /Д. А. Пивоваров // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сб. Восточного центра. – Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. – С. 160-172; Сущенко М. А. Политическая модернизация в Китае: Роль Конфуцианских традиций Специальность 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии: автореферат. дисс. на соискание ученой степени канд. пол. наук: 23.00.02 / Сущенко Максим Алексеевич – Кемерово, 2015. – 22 с; Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (древний восток) / С. Ф. Ударцнв – СПб.: Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. – 389 с.; Федотова Л. Ф. Философия Древнего Востока. [Электронный ресурс] / Л. Ф. Философия – М.: Спутник, 2015. – 142с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23740806. (дата обращения: 23.12.2017); Чжан Цзянь. Анализ национальной мысли Конфуция и его историческое влияние // Академика Конфуция. –1987. – №3. – С. 18-24. (на китайском языке: 张践 浅析孔子的民族思想及其历史影响 // 孔子研究1987年第3期18-24页); Цзэн Вэньфан. Идея о нациях и национальная политика в ранней династии Цинь: дис. канд-та наук. / Цзэн Вэньфан – Сиань, 2007. – 213с. (на китайском языке: 曾文芳 先秦民族思想与民族政策 / 陕西师范大学博士学位论文 7

2007年213页); Чуев Н. И. Ранние даосы о проблемах войны и мира // Вестник Челябинского государственного университета. – 2004. – Т. 10. – № 1. – С. 42-55.

2 Алимова А. А. Личность Сунь Ятсена в контексте советской и российской литературы // Евразийская интерграция: Экономика, право, Политика. – 2012. – №12. – С. 252-256; Богословский В. А., Москалёв А. А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). – М.: Наука, 1984. – 260 с.; Ван Гэлю О идеи о равноправии и сплочении народностей Мао Цзэдуна // Вестник гуансиского университета. – 1993. – №5. – С. 67-74. (на китайском языке: 王戈柳: 试论毛泽东的民族平等民族团结思想 //广西大学学报1993年第5期67-74页); Гун Сюецзэн О китайзяции теории марксизма о национальном вопросе в течении 60 лет // научное исследование. – 2009. – №4. – С. 60-67. (на китайском языке: 龚学增 新中国马克思主义民族观中国化六十年 // 学术探索 2009 年第 4 期 60-67页); Гун Чжисян Процесс формирования национальной политики нового Китая: дис. канд-та. наук / Гун Чжисян. – Пекин, 2006. – 120 с. (на китайском языке: 龚志祥 新中国民族政策过程及实证研究 / 中央民族大学博士论文2006年 120页); Каретина Г. С. Традиционная культура и процесс модеризации в Китае // Россия и АТР. – 2009. – №4. – С. 141-149.; Кузнецов А. М. Этнонациональная политика и современные проблемы нациестроительства в Китае: монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. – 188 с.; Ли Вэйхань. Вопрос о едином фронте и национальный вопрос. – Пекин: народное издательство. 1981. – 677 с. (на китайском языке: 李维汉 民族统一战线问题与民族问题 北京:人民出版社1981年677页); Ли Годун. Изучение о национальном вопросе и национальной политике гоминьданского правительства: дис. кандидата наук / Ли Годун. – Ланьчжоу, 2006. – 200с. (на китайском языке: 李国栋 民国时期的民族问题与民国政府的民族政策研究 / 兰州大学博士论文2006年200页); Ло Шуцзе Начальное исследование о взглядах на национальный вопрос Ли Вэйханя // Вестник гуансиского социалистического института. – 1997. – №2. – С. 13-20. (на китайском языке: 罗树杰 李维汉的民族观初探 // 广西社会主义学院学报 1997年第2期13-20页); Лю Юйцюн, Ван Дун О взглядах Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэмина на кадровое стройтельство // Вестник гуансиского национального института. – 2003. – №2. – С. 143-145, 187 (на китайском языке: 刘玉琼, 王东 论毛泽东、邓小平、江泽民民族干部队伍建设 // 广西民族学院学报 2003年第z2期143-145, 187页); Новикова Е. Ю. Социально-философские взгляды Мао Цзэдуна // Вестник академии. – 2012. – №2. – С. 77-79; Сюй Цзешун Мао Цзэдун и китайская теория наций // Журнал циньхайской социальной науки. – 1987. – №2. – С.95-102. (на китайском языке: 徐杰舜 毛泽东与中国的民族理论 // 青海社会科学1987年第2 期95-102页); Оу Лижень Анализ о теории наций Ху Цзиньтао: дис. ... маг-ра / Оу Лижень. – Куньминь, 2012. – 50 с. (на китайском языке: 欧利仁 胡锦涛民族理论探析 / 云南大学硕士论文2012年50页); Хэй Цзянлинь О национальном духе Дэн Сяопина // Вестник центрально-национального университета. – 1995. – №4. – С. 3-7. (на китайском языке: 何常林 论邓小平的民族精神 // 中央民族大学学报1995年第4期3-7页); Цзинь Бинхао, Ли Жуй, Чжан Цзюн Иделогия Дэн Сяопина о национальной работе / Кин Бинхао и др. – Хухэ-хото, 1996. – . (на китайском языке: 金炳镐、李瑞、张炯: 邓小平民族工作思想. 内蒙古人民出版社1996年338页); Ши Чжисинь О эволюции взглядов Сунь Ятесна на внутренный национальный вопрос // Вестник цинхайского национального института. – 1997. – №3. – С. 50-55. (на китайском языке: 石志新 简论孙中山对国内民族问题认识的演变 // 青海民族学院学报 1997年第3期50-55页); Ян Цзиньцо Идея о равноправии народностей Мао Цзэдуна // Форум народностей. – 1993. – №4. – С. 22-31. (на китайском языке: 杨进锉: 毛泽东的民族平等思想. // 民族论坛1993年第4期22-31页).

Вторую группу составляют работы китайских и российских авторов, в которых рассматриваются взгляды китайских руководителей и идеологов на национальный вопрос и межэтнические отношения в Китае. Это такие исследователи, как А. А. Алимова, В. А. Богословский, Ван Гэлю, Ван Дун, Гун Сюецзэн, Гун Чжисян, Г. С. Каретина, А. М. Кузнецов, Ли Вэйхань, Ли Годун, Ло Шуцзе, Лю Юйцюн, А. А. Москалёв, Е. Ю. Новикова, Оу Лижень, Сюй Цзешун, Хэй Цзянлинь, Цзинь Бинхао, Ши Чжисинь, Ян Цзиньцо2 и др.

В третью группу вошли научные исследования ученых, занимающихся изучением принципов национального самоопределения и самоуправления, а также их соотношения в Китае. Сюда относятся работы таких исследователей, как П. П. Баранов, Гай Шицзинь, Р. П. Зохрабян, В. А. Манько, А. Н. Палчаев, 8

И. В. Сталин, Сюй Бинь, У Сяохуй, М. Х. Фарукшин, Т. Я. Хабриева, Яо Лайнь3 и др.

3 Палчаев А. Н. Взаимосвязь прав человека и коллективных прав в многонациональном государстве // Власть. – 2013. – № 1. – С. 90-94.; Баранов П. П. Местное самоуправление как форма публичной власти и институт гражданского общества // Философия права. – 2008. – №5. – С. 58-61.; Гай Шицзинь От национального самоопределения к национально-территориальной автономии — исторический выбор КПК о форме разрешения национального вопроса // Исследование о социализме с китайской спецификой. – 2004. – №1. – С. 71-74. (на китайском языке: 盖世金 从“民族自决"到“民族区域自治" — 中国共产党解决民族问题政治形式的历史选择 // 中国特色社会主义研究2004年第1期 71-74页); Зохрабян Р. П. Принцип равноправия и самоопределения народов: эволюция содержания в системе принципов международного права // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. – 2009. – № 2. – С. 61-73; Манько В. А. Китайские традиции в подходе к принципу самоопределения народов многонационального Китая // Современное право. – 2010 – № 7. – С. 150-153; Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос; национальный вопрос и ленинизм. – Москва, 1959. – 81 с.; Сюй Бинь От самоопределения к национальной территориальной автономии: дис. … канд-та. наук. / Сюй Бинь. – Ланьчжоу, 2007. – 240 с. (на китайском языке: 徐彬 从民族自决到民族区域自治 / 兰州大学博士论文 2007年240页); Xiaohui Wu From Assimilation to Autonomy: Realizing Ethnic Minority Rights in China’s National Autonomous Regions // Published by Oxford University Press. Advance Access publication. – 2014 – С.57-90; Фарукшин М. Х. Этнополитология: Учебник для студентов и аспирантов факультетов и отделений политологии ун-тов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 280 с; Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 348 с; Фарукшин М. Х., Зазнаев О. И., Беляев В. А. [и др]. Российская политическая регионалистика. – Казань: Отечество, 2011. – 246 с.; Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов / Т. Я. Хабриева. – М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2010. – 288 с.; Яо Лайнь От самоопределения к национально-территориальной автономии — большое изменение в национальной политике КПК // Вестник Шаньсиского высшего университета. – 2003. – №6. – С. 38-41. (на китайском языке: 姚兰 从民族自决到民族区域自治 — 中国共产党关于民族政策的一个重大变化 // 山西高等学校社会科学学报 2003年第6期 38-41页).

4 Будегечиева Ю. А. Деревенское самоуправление в современном Китае: дис. … канд. ист. наук: 07. 00. 03 / Будегечиева Юлия Александровна. – Иркутск, 2011. – 208 с; Ли Гофан Фомирование института национально-территориальной автономии КПК (на примере устроения правительства Внутри Монгольской автономного правительства) // Исследование новейшей истории. – 2012. – № 6. – С. 88-104. (на китайском языке: 李国芳 中共民族区域自治制度的形成 — 以建立内蒙古自治政府为例 // 近代史研究 2012年第6期 88-104页); Мочалов А. Н. Национально-Территориальное устройство Китайской Народной Республики: Конституционная модель и ее истоки // Академический юридический журнал. – 2016. – №3 (65). – С. 54-63; Муллова А. А. Проблемы автономии в КНР: История и современное состояние // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. – №7. – С. 661-665; Рафальский И. Феномен национального самоопределения и XXI век // Родина. – 2013. – № 12. – С.19-20; Супинсун Т. С. Национальная автономия в Китайской Народной Республике как способ разрешения национального вопроса / Т. С. Супинсун // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: матер. 2-й междунар. научно-практич. конф. – Благовещенск: Изд-во Благовещенский гос. педагогический университет, 2012. – С. 137-139; Цай Шэн Трудность и выход институт национально-территориальной автономии: дис. ... канд-та. наук. / Цай Шэн. – Шэнян, 2016. – 144 с. (на китайском языке: 才圣 民族区域自治制度的困局与出路 / 吉林大学博士论文2016年144页); Чжан Кай Национально-территориальная автономия в Китайской Народной Республике: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Чжан Кай. – Москва, 2009. – 186 с; Чэнь Янюн «общая программа» и утверждение института национально-территориальной автономии – о формировании политики национально-территориальной автономии в Китае // Исследование истории КПК. – 2009. – № 8. – С. 13-20. (на китайском языке: 陈扬勇 《共同纲领》与民族区域自治制度的确立 — 兼谈新中国民族区域自治政策的形成 // 中共党史研究 2009年第 8期 13-20页).

Отдельно необходимо выделить авторов, которые изучают конкретно китайскую систему национально-территориальных автономий. Это Ю. А. Будегечиева, Ли Гофан, А. Н. Мочалов, А. А. Муллова, И. Рафальский, Т. С. Супинсун, Цай Шэн, Чжан Кай, Чэнь Янюн4 и др.

Четвертая группа представлена работами ученых, занимающихся изучением проблемы соотношения индивидуальных и коллективных прав, 9

возможностями защиты интересов этнических меньшинств. Права человека изучали такие исследователи, как Ао Хуймин, Го Даохуй, Е. В. Жукова, Ли Буюунь, И. И. Лукашук, М. Б. Напсо, В. Е. Регеда, А. И. Соловьев, Хуан Юаньшань, Ян Фэннин5 и др.

5 Ао Хуймин, Хуан Юаньшань Цель строения конституционого правления в национальных районах – это защита прав этнических меньшинств // Вестник центрально-национального университета. – 2007. – №5. – С. 1-5. (на китайском языке: 敖慧敏 黄元姗 保障少数民族人权是民族地区宪政建设的目的 // 中央民族大学学报 2007年第5期 1-5页); Го Даохуй О коллективных и индивидуальных правах // Вестник шанхайской социальной академии наук. – 1992. – № 3. – С. 48-55. (на китайском языке: 郭道晖 论集体权利与个体权利 // 上海社会科学院学术季刊 1992年第 3 期 48-55页); Жукова Е. В. Право кроренных малочисленных народов России на традиционное природопользование в системе их экологических прав: дис. … кандид. юрид. наук: 12.00.06 / Жукова Елена Викторовна. – Москва, 2010 г. – 219 с; Ли Буюунь О индивидуальных и коллективных правах // Вестник аспирантуры китайской социальной академии наук. – 1994. – №6. – С. 9-16. (на китайском языке: 李步云 论个人权利与集体权利 // 中国社科院研究生院学报 1994年第6期 9-16页); Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов [электронный ресурс] / И. И. Лукашук – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 544 с. – URL: https://www.twirpx.com/file/78423/ (дата обращения: 23.12.2017); Напсо М. Б. «Этнические» коллективные и индивидуальные и индивидуальные права: выбор между правами народов и культурными правами индивида // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – №50. – С. 102-110; Регеда Е. В. Коллективные права этнических общностей в конституционном праве Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук 12.00.02 / Регеда Екатерина Владимировна. – Пенза, 2009. – 27с; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 575 с; Ян Фэннин Гарантия прав этнических меньшинств с точки зрения международных актов о правах человека // Гуансиское национальное исследование. – 2016. – №1. – С. 35-41. (на китайском языке: 杨凤宁 国际人权公约视野下的少数民族权利保障 // 广西民族研究 2016年第1期 35-42页)

6 Ао Цзюньдэ Некоторые вопросы о избирательной системе в отношении нацменьшинств // Исследование наций. – 2004. – №1. – С. 1-9. (на китайском языке: 敖俊德 关于我国少数民族选举制度的几个问题 // 民族研究 2004年第1期1-9页); Ван Чуаньфа Анализ о потере права автномии и способ его востания в национально-территориальной автономии // Академия гуйчжоуская национальная академия. – 2005. – №5. – С. 20-25. (на китайском языке: 王传发 民族自治地方自治权流失的原因分析与对策思考 // 贵州民族研究 2005 第5期20-25页); Валентина Г. Б. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. – 2006. – № 4. – С. 77-81; Грачева Ю. А. Национальная политика в городском округе Лицзян в 2010 – 2016 гг. и положение нацменьшинств (на примере народа Наси) / Ю. А. Грачева // Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН: матер. ежегод. науч. конф. – М.: Изд-во Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2017. – С. 206-220; Клиновский В. А. Конституциоанный статус языка в китайской Китайской Народной Республике // Российский юридический журнал. – 2014. – № 5. – С.118-125; Лазарева Т. В. кадровая политика в национальных районах КНР (1949-2001 гг.): дис. ... канд. истор. наук: 07. 00. 03 / Татьяна Васильевна Лазарева. – Москва, 2002 г. – 203 с.; Лазарева Т. В. Зигзаги национальной зигзаги национальной политики Китая // Азия и Африка сегодня. – 2010. – №3. – С. 18-25; Ли Цзихэ Янь Лин О характеристиках национальной политики КНР в новом веке // Вестник юго-западного национального университета – 2013. –№ 5. – С. 23-27. (на китайском языке: 李吉和 晏玲 论新世纪我国民族政策发展的特点 // 西南民族大学学报2013年第5期 23-27页); Ли Чаньлин Обзор о проведении национальной политики в области экономики // Вестник гуйчжоуского университета. – 2011. – № 3. – С. 80-86. (на китайском языке: 李婵玲 民族

О китайской национальной политике в области экономики, образования, культуры, кадров писали Ао Цзюньдэ, Ван Чуаньфа, Г. Б. Валентина, Ю. А. Грачева, В. А. Клиновский, Т. В. Лазарева, Ли Цзихэ, Ли Чаньлин, Лю Аньчуан, Ма Жун, Н. А. Соловьева, И. В. Ставров, Хань Ган, М. П. Шабалов, Янь Лин 6 и др. 10

经济政策执行问题研究综述 // 贵州大学学报 2011年第3期 80-86页); Лю Аньчуан Процесс развития национальной культурной политики КПК в отношении нацменьшинств // Вестник хубыского национального института. – 2013. – №4. – С. 73-76. (на китайском языке: 刘安全:中国共产党少数民族文化政策发展轨迹:1921—1949 // 湖北民族学院学报2013 年第4期73-76页); Ма Жун С аспекта социологии рассмотрение двуязычного образования в современное время // Вестник юуньнаньского национального университета. – 2007. – №6. – С. 11-17. (на китайском языке: 马戎 从社会学的视角思考今天的双语教育 // 云南民族大学学报 2007年第6期 11-17页); Соловьева Н. А. К вопросу о взаимодействии национальных меньшинств и ханьского этноса в этнокультурном пространстве Западного региона КНР // Ученые записки ЗабГУ. – 2014. – №4. – С.168-174; Ставров И. В. Реализация экономической политики КПК в национальных районах северо-восточного Китая (1978-2005 гг.) // Россия и АТР. – 2009. – №3. – С. 29-41; Хань Ган Исследование о льготной национальной политике в Китае: дис. ... канд-та наук / Хань Ган. –Тяньцзинь, 2012. – 204 с. (на китайском языке: 韩刚 中国民族优惠政策研究 / 南开大学博士论文2012年204页); Шабалов М. П. Основы культурной политики Китая // Стратегические приоритеты. – 2014. – №4. – С. 27-43.

Несмотря на то, что многие аспекты национального вопроса, национального самоопределения, прав человека, национальной политики и ее теоретических основ в Китае отражены в научной литературе, специальных монографических исследований политологического характера по избранной нами теме в России практически нет. Слабо представлена эта проблема и в научной литературе в Китае.

Таким образом, проблема защиты прав этнических меньшинств в национальной политике КНР является актуальной и малоисследованной. Это свидетельствует о необходимости дальнейших теоретических разработок относительно указанного аспекта национальной политики в КНР.

Объектом исследования является проблема прав этнических меньшинств.

Предмет исследования – защита и реализация прав этнических меньшинств в национальной политике КНР.

Цель исследования состоит в анализе государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств, выявлении существующих в данной области проблем и разработке предложений по ее совершенствованию.

Для достижения указанной цели нужно решение следующих задач:

1) Рассмотреть основные взгляды китайских древних мыслителей на национальный вопрос и отношения между этническими группами;

2) Проанализировать взгляды китайских руководителей и идеологов на национальный вопрос и межэтнические отношения в Китае;

11

3) Уточнить содержание понятий, которые используются в политической науке при исследовании национальной политики КНР;

4) Охарактеризовать соотношение между принципами самоопределения и самоуправления в процессе эволюции государственной организации Китая;

5) Выявить соотношение коллективных прав этнических групп и индивидуальных прав в Китае;

6) Раскрыть направления и методы национальной политики КНР по защите и реализации прав этнических меньшинств.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на общетеоретические представления о правах этнических групп, включая национальные меньшинства; концепции и теоретические разработки, содержащиеся в разработках российских и китайских ученых.

В основу данной работы были положены следующие научно-исследовательские методы:

– в рамках исторического подхода использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Использование данных методов помогло накопить и использовать исторические материалы о становлении и развитии в Китае теоретических взглядов на национальный вопрос и межэтнические отношения;

– использованный в работе диалектический метод был призван помочь раскрыть сложный и противоречивый процесс разработки политики защиты и реализации прав и интересов этнических меньшинств как составной части национальной политики Китая на разных этапах его истории;

– анализ документов направлен на раскрытие основного содержания национальной политики КПК, отражающейся в документах центральной власти; 12

– системный метод ориентирован на рассмотрение национальной политики в качестве определенного инструмента, направленного, в частности, на разработку и применение системы мер, необходимых для защиты и реализации прав этнических меньшинств;

– структурно-функциональный подход позволил рассматривать структуру и функции национальной политики, чтобы раскрыть истоки и механизм формирования национальной политики;

– сравнительно-сопоставительный метод использовался с целью проследить эволюцию теоретических взглядов на национальный вопрос в Китае, а также для сопоставления принципов государственного устройства, прав коллектива и индивида и выявления в них общего и специфического.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция КНР, Закон о национально-территориальной автономии и другие законы, подзаконные нормативные правовые документы и акты, а также международные правовые акты, в которых содержатся основные положения, касающиеся прав человека и национальной политики. Важную роль в сборе статистических данных сыграли официальные публикации, а также материалы с официального сайта правительства КНР, ряда информационных и статистических сайтов министерств Китая.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты преемственность и отрицание в процессе эволюции теоретических взглядов на национальный вопрос и положение этнических меньшинств в Китае от концепций древних китайских мыслителей до современных теоретических представлений.

2. Выявлены факторы, определявшие в разные периоды истории Китая отношение к этническим меньшинствам, созданию национально-автономных регионов.

3. Уточнен ряд понятий и их соотношение в процессе эволюции национальной политики Китая («самоопределение», «самоуправление»,

13

«коллективные права», «индивидуальные права», «этнические меньшинства»).

4. Впервые введены в научный оборот ранее не известные или крайне малоизвестные в литературе на русском языке китайские источники и эмпирические данные по вопросам защиты и реализации прав этнических меньшинств, проживающих на территории Китая.

5. Охарактеризованы особенности формирования и реализации национальной политики КНР и эффективность защиты интересов малочисленных народов в настоящее время.

6. Выявлены основные нерешенные или недостаточно решенные проблемы государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств и разработаны предложения по совершенствованию этой политики.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В идеологических представлениях китайских древних мыслителей по национальному вопросу отчетливо выделяются четыре главные школы, в рамках которых высказывались разные, порой противоречивые, взгляды на национальный вопрос и межэтнические отношения. Наряду с обоснованием ненасильственной ассимиляции (конфуцианство) оправдывалась и дискриминационная практика и даже завоевание малых народов (легизм). Но доминирующей тенденцией была устремленность к созданию единого государства, в котором обеспечивались бы мирное сожительство, равноправие и сотрудничество всех этнических групп.

2. Следуя демократическим принципам равноправия, солидарности народностей и др., китайские марксисты отбросили традиционный великий ханьнизм конфуцианства и легистов, сформировали социалистическую теорию национальной политики с китайской спецификой. На основе этой теории осуществляется и практика защиты и реализации прав этнических меньшинств.

14

3. До реформы 1978 года в Китае коллективные права имели приоритет перед индивидуальными правами человека. Позже индивидуальные и коллективные права приобрели примерно равный статус, что способствует более полному обеспечению прав человека и гражданина.

4. С учетом международной и внутренней обстановки и традиционной культуры Китая, идеологических и практико-политических причин, центральной властью разработана льготная политика в отношении нацменьшинств в социально-экономической, политической, культурно-образовательной сферах. Данная национальная политика направлена на обеспечение прав этнических меньшинств и сокращение межнационального разрыва в состоянии и развитии экономики, культуры, образования и др. Она способствует поддержанию государственного единства, общественной стабильности и процветанию всей китайской нации и одновременно сохранению национальной самобытности.

5. В связи с национальным вопросом в Китае государственной организации предстояло пройти минимум два этапа развития. Первый этап – это преодоление механического подражания советскому территориально-государственному устройству – самоопределению и федерации. Второй этап – это совершенствование института национально-территориальной автономии с учетом китайской специфики.

6. Система национально-территориальных автономий стала важной составляющей национальной политики КНР. Это национальная, территориальная и политико-административная единица государства, которая способствует разрешению национального вопроса, улучшению межнациональных отношений и развитию этнических меньшинств. Данная форма автономии разработана в сочетании с принципом самоуправления и национальным положением Китая.

7. В политическом плане национальное самоопределение включает право определять свой политический статус. Оно подразделяется на внешнее

15

и внутреннее. Внешнее самоопределение неразрывно связано с понятием государственного суверенитета, а внутреннее самоопределение – с понятием самоуправления. В Китае местное самоуправление, входящее в систему государственной власти, является одной из форм выражения самоопределения, частным случаем самоопределения, оно эволюционировало из формулы «пяти сфер подчинения», сформированной в династии Ся, за более чем четырехтысячелетний период.

Теоретическое и научно-практическое значение диссертации. Данное исследование в определенной мере восполняет пробелы в научном изучении проблем этнических меньшинств, проживающих в Китае. Защита и реализация их прав является составной частью национальной политики современного Китая, теоретические основы которой разработала КПК. Полученные результаты в перспективе могут быть использованы при дальнейших разработках национальной политики как теоретического, так и прикладного характера, а также рекомендаций для сотрудников государственных органов, занимающихся вопросами защиты и реализации прав этнических меньшинств.

Результаты диссертации могут быть использованы в рамках преподавания целого ряда учебных политологических дисциплин, таких как этнополитология, государственная политика и управление, политика зарубежных стран и др.; при разработке учебников и учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Выводы и основные положения диссертации изложены автором в четырех статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах перечня ВАК. Кроме этого, диссертант принимал участие в шести научных конференциях, по итогам которых были выпущены статьи и доклады в базе РИНЦ.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета. 16

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется степень разработанности темы, объект и предмет исследования, обозначаются цель и задачи исследования, основные положения, выносимые на защиту, дается информация о теоретико-методологической основе и эмпирической базе, отмечается научная новизна, а также теоретическая и научно-практическая значимость, приводятся данные об апробации результатов исследования.

Первый раздел «Теоретические истоки национальной политики КНР» посвящен теоретическим воззрениям китайских мыслителей и политических элит по национальному вопросу и национальным отношениям.

Теоретические основы китайской национальной политики основаны на марксистко-ленинской теории наций с учетом китайской специфики, а также политических традиций китайского народа, идей древних мыслителей и политических элит Китая о государственном управлении, международных принципах организации государства и опыта реализации национальной политики.

В отношении малочисленных наций Конфуций придерживался идей ассимиляции, основанных на принципе «руководить народом с помощью правил этикета, морали, нравственности, добродетели «Жень» и др.». Конфуций полагал, что данная политика будет осуществляться мирными средствами, в первую очередь, путем влияния более развитых культур на менее развитые в культурном отношении народы. Далее говорится о реализации политики ассимиляции для объединения всех национальных меньшинств вокруг нации Хуа Ся, что в конечном итоге приведет к обустройству общества «да тонг». 17

Основатель Даосизма Лао-цзы полагал, что все народы равноправные. Он выступал за создание гармоничных межнациональных отношений и общества «Сяокан», рекомендовал правителям по естественному закону управлять государством, именно соблюдать принципы «Дао» и «Недеяние», ненасилия и добра. Лао-цзы был за федеративную модель управления – это «маленькое государство, овладевшее небольшим по количеству населением».

Представитель моизма Мо-цзы выступал за гармоничное общество и был против нападения. Он пропагандировал взаимовыгодное общение, равноправное и взаимное уважение между представителями всех этнических братств, что привело бы к достижению взаимной любви независимо от расы, культуры и географического положения человека.

Легист Хань Фэй-цзы предлагал управлять государством на основе законов и «Жень» и морали, а также предлагал создать гармоничное общества путем этнической аннексионистской войны.

Коммунисты отбросили традиционный великий ханьнизм, свойственный конфуцианству и легистам, приняли мысль о Великом единстве. К примеру, Ли Вэйхань ценил национальные отношения, в основе которых будут лежать равенство, взаимная помощь и уважение, единство и дружба вне зависимости от религии, уровня развития экономики, политики и др. Мао Цзэдун предложил принципы равноправия и солидарности всех национальностей для решения национального вопроса.

Каждое поколение руководителей внимательно относилось к вопросу национального развития. Однако каждый руководитель решал его по-своему. Дэн Сяопин уделял особое внимание экономическому развитию страны. Цзян Цзэминь не только обращал особое внимание на социально-экономическое развитие страны, но также уделял внимание вопросу национального единства и строительства национальной правовой системы. Ху Цзиньтао стремился к научному развитию наций, задумывался о создании гармоничного общества и стремился усовершенствовать политику национально-территориальной 18

автономии и соответствующую правовую систему. В настоящее время председатель Си Цзинпин уделяет особое внимание созданию общества «Сяокан» и стремится уменьшить межэтнический разрыв представителей различных национальностей в разных сферах. Си Цзинпин в то же время определил принцип гармоничных национальных отношений в Конституции КНР

Все это является результатом не только инновации и китаизации марксистко-ленинской теории, но и сформировало теоретическую базу национальной политики с китайской спецификой, которая постоянно обогащается.

Во втором разделе «Эволюция национальной политики КНР: от права на самоопределение к самоуправлению этнических меньшинств» исследуется процесс выбора форм национального самоопределения.

До образования нового Китая политика КПК в отношении национальных меньшинств прошла два этапа, характеризующихся зигзагообразным курсом.

На первом этапе (1921 – 1938 гг.) идея национального самоопределения была провозглашена главным принципом национальной политики КПК. В условиях борьбы против колониальной и иностранной зависимости самоуправление и самоопределение сосуществовали в программе партии, демократическое самоуправление существовало как форма национального самоопределения.

Сначала партия голосовала за федеративное государство при условии сохранения целостности страны. Однако накануне окончания первой гражданской революции (1924 – 1927 гг.) для того, чтобы получить поддержку всех этносов в борьбе за свержение господства Гоминьдана, партия выступала за полное самоопределение.

В начале 30-х годов прошлого века для организации антияпонского единого фронта и получения поддержки и помощи от нацменьшинств КПК 19

утвердила принцип самоопределения, при котором национальные меньшинства имеют право на национально-территориальную автономию. Партия больше стремилась к самоуправлению.

Причины изменения заключаются в том, что, во-первых, в то время для Китая был характерен этнотерриториальный сепаратизм; во-вторых, в Великом походе партия накопила большой опыт национальной работы, ознакомилась с национальными проблемами и осознала, что самоуправление более подходит для Китая; в-третьих, после VII конгресса Коминтерна (1935 г.) КПК привнесла новый стиль в национальную работу, соединив теорию с практикой; в-четвертых, в древности, самоопределение, как наследие династии Ся, выразилось в форме автономий, которые находились под контролем центра. Эта система за более чем 2000 лет эволюционировала в разные формы самоуправления. Она образовала базовые принципы самоуправления при создании централизованного унитарного государства.

На втором этапе (1938 – 1949 гг.) самоуправление стало главным пунктом национальной политики КПК.

В антияпонской войне противостояние между китайской нацией и японскими захватчиками занимало главное место в жизни Китая. Для ликвидации идентичности китайского народа японские захватчики пропагандировали идею сближения народа Китая с Японией. Поэтому в 1938 году на шестом пленуме VI съезда КПК для сплочения нацменьшинств и привлечения их к борьбе с Японией была провозглашена политика реализации права нацменьшинств на самоуправление.

В 1939 года КПК начала устраивать учреждения для ведения национальных дел и урегулирования межэтнических отношений. Для подготовки национальных работников открыли ряд институтов для представителей разных национальностей. После большой работы 1 мая 1947 г. был создан Внутренний Монгольский автономный район, который был первым автономным районом на уровне провинции. 20

В сентябре 1949 года на первой сессии НПКС была принята политика национальной территориальной автономии в унитарном Китае. Это было связано с рядом обстоятельств. Во-первых, после долговременного раскола и внешней экспансии КПК очень ценит территориальную целостность. В новое время Япония, Великобритания и другие империалистические страны, используя принцип самоопределения, пытались разделить Китай. Поэтому хотя самоопределение не означает сепарацию или ирреденту, КПК отказалась от данного принципа. Во-вторых, учитывался ограниченный уровень национального социально-экономического и культурного развития этносов. В-третьих, в Китае не было традиции федерализации, по сравнению с национальным положением в СССР федерация не подходит к фактической национальной ситуации Китая. С учетом этих обстоятельств партия приняла принцип самоуправления в форме национально-территориальной автономии.

Таким образом, во время первого периода партия признавала полное самоопределение наций. Во второй период партия поставила на первое место принцип внутреннего самоопределения. В этом смысле в Китае самоопределение больше похоже на принцип самоуправления. Следовательно, в Китае самоуправление является одной из форм самоопределения, частным случаем самоопределения.

В третьем разделе «Основные направления и методы обеспечения прав этнических меньшинств в современной национальной политике КНР» рассматривается государственные меры по обеспечению прав этнических меньшинств посредством правовой системы и национальной политики.

Эволюция соотношения коллективных прав этнических групп и индивидуальных прав в Китае подразделяется на два этапа: в период 1949–1978 годов. считалось, что статус коллективных прав выше индивидуальных; после реформы (1978 г.) ситуация постепенно изменилась, права коллектива и индивида развиваются более равномерно. 21

Поскольку большинство граждан страны – это ханьцы (около 92% после 1990 г.), а численность других этнических групп намного меньше, для достижения фактического равноправия государство проводит специальную (льготную) политику в отношении нацменьшинств, направленную на обеспечение прав этнических меньшинств.

Прежде всего, государством создана социалистическая правовая система. Кроме Конституции КНР и Закона о национально-территориальной автономии, центральное правительство принимает многие другие законы и правила в целях утверждения основных прав и свобод нацменьшинств.

На второй ступени, опираясь на международные акты и внутреннее законодательство, национальная политика обеспечивает реализацию равных прав этнических групп специальными мерами.

В процессе социально-экономического развития наблюдается: 1) увеличение финансовой поддержки при помощи налоговой политики, кредита, пособий и др. 2) разработка специальных проектов для развития национальных районов. Например, такие стратегии, как «освоение западных районов», «борьба с нищетой и бедностью», «партнёрская поддержка» и др., которые тесно взаимосвязаны, иногда пересекаются.

В настоящее время самый важный проект для развития нацменьшинств – это борьба с нищетой и бедностью, которая включает в себя много проектов и действий и охватывает все стороны жизни народа – политику, экономику, образование, науку и технику и др. Прежде всего, необходимо улучшать фундаментальную инфраструктуру в национальных районах.

В то же время центральная власть поощряет развитие торговли с национальной спецификой, поддерживает расширение открытости приграничных районов и внешнеэкономическое сотрудничество, развитие коренной индустрии и хозяйства с национальной спецификой, а также этнический и экологический туризм в национальных районах. 22

Кроме этого, государство обращает внимание на подготовку человеческих ресурсов для развития национальных районов. Во-первых, совершенствуется правовая система для набора кадров и специалистов в национальные районы.

Во-вторых, для улучшения состава кадров в национальных районах существует два способа: 1) продолжать обучение кадров и специалистов в разных партийных школах, институтах и других учебных заведениях в целях повышения их политико-теоретического и профессионального уровня; (2) руководство КНР отправляет представителей ханьского населения в национальные районы, а также посылает национальные кадры и специалистов в командировку в государственные органы или на предприятия в развитые районы.

По поводу национального образования центральная власть разработала ряд документов. В то же время государство увеличивает финансовую помощь национальному образованию; создает национальные классы, школы, колледжи и вузы по всей стране для воспитания обучающихся из национальных меньшинств. Особенно власть поощряет развитие двуязычного образования, неханьские абитуриенты при зачислении в вузы обладают приоритетом, а также имеют право на поступление в образовательное учреждение при получении более низких баллов или получении дополнительных баллов.

Одно их главных направлений национальной политики в области культуры – это сохранение и развитие национального языка.

В Конституции КНР определяется право национальных меньшинств на использование и развитие своего языка и письменности, сохранение и изменение своих традиций, нравов и обычаев. В то же время государство обеспечивает распространение по всей стране общепринятого языка.

Государство оказывает помощь в развитии и сохранении языков национальных меньшинств. Правительство организует специальную группу 23

для сбора и сохранения древних книг нацменьшинств, и вкладывает материальные капиталы и человеческие ресурсы для развития двуязычного образования.

В итоге, можем отметить, что сегодняшняя национальная политика КНР в отношении нацменьшинств направлена на укрепление стабильности общества и целостности страны, а также ускорение социально-экономического и культурного развития страны, сокращение межрайонных и межэтнических разрывов в социально-экономических, политических, культурных и образовательных областях. Благодаря вышеуказанным мерам уровень бедности в национальных районах Китая снизился. В целом, в результате принятия ряда мер с 1978-го по 2016 год количество бедных сельских жителей в стране сократилось на 730 млн. В сфере трудоустройства национальные районы превзошли восточный регион.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы, предложения по дальнейшему исследованию теоретических и практических проблем национальной политики КНР.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях перечня ВАК Министерства высшего образования и науки РФ:

1. Ли Сянянь Концепция “Национальной политики” Конфуция в прошлом и настоящем // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. – 2016. – №33. – С. 212-218.

2. Ли Сянянь Национальная политика КНР на период 1949 –1956 гг. // Вестник ЗабГУ. – 2017. – №5. – С. 99-106.

3. Ли Сянянь 中国共产党民族政策的演变:从自决到自治 (на русском языке: Эволюция национальной политики Коммунистической Партии Китая 24

от самоопределения к самоуправлению) // Вестник ЗабГУ – 2017. – Т 23. – №11. – С. 56-61.

4. Ли Сянянь Проблема самоопределение национальных меньшинств в теории и политике КПК (с 1922 года по настоящее время) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 Исторя. Регионоведение. Международные отношения. – 2018. – №4. – С. 124-130.

научные доклады, материалы научных конференций

5. Ли Сянянь Учение Конфуция о национальной войне // Научные исследования и разработки молодых учёных: материалы XIV международной молодёжной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во Общества с ограниченной ответственностью «Центра развития научного сотрудничества», 2016 г. – С. 29-31.

6. Ли Сянянь Актуальный национальный вопрос в процессе освоения западных территорий Китая // Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во ООО «Офорт», 2016 г. – С. 29-31.

7. Ли Сянянь Пути решения национального вопроса относительно национально-территориальных автономий // Единство России в дружбе народов: материалы I Гражданского межрегионального форума. – Йошкар-Ола: Изд-во Мар. Гос. ун-та, 2017 г. – С. 86-89.

8. Ли Сянянь. Позиция Хань Фэй-цзы по национальному вопросу // Молодая наука – 2017: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2017 г. – С. 66-69.

9. 李湘艳 俄罗斯联邦对其成员国的民族政策演变 — 以鞑靼斯坦共和国为例 // 第二届中国旅俄学生学者俄罗斯研究学术研讨会. – 莫斯科,2017. – 56-61页 (на русском языке: Ли Сянянь Эволюция национальной политики РФ в отношении субъектов – на примере Республики Татарстан // Вторая 25

конференция китайских обучающихся и ученых в России. – Москва, 2017 г. – С. 56-61.)

10. Ли Сянянь Национальная политика КНР в области языка // Традиционные ценности России: материалы I Всероссийского форума. – Йошкар-Ола: Изд-во Мар. гос. ун-та, 2018 г. – С. 498-50

Просмотров: 779 | Добавил: kapizin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031