Уважаемые участники Ломоносовских чтений 2018.
Требования к Тезисам.
Объем 2-3 страницы через 1,5 интервала.
Шрифт Таймс-нью-Роман. 14 кегль.
Сноски постраничные. оформление ГОСТ.
Послестатейный список литературы до 4 источников. оформление ГОСТ.
Например, оформление в прошлой публикации:
В.М. Капицын, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: kapizin@yandex.ru
Состоятельность государств: становление понятия
в политической теории и теории международных отношений
Дискуссии вокруг понятия «состоятельность государств» стимулируются в рамках нескольких направлений государствоведения и теории международных отношений. Эти направления зарождались в далекой древности с начала как философствование о формах государства (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон). Позднее мыслители зрелого Средневековья, в частности, Иоанн Солсберийский в «Поликратикусе», Данте в «Монархии» выходили на данную тему, решая вопрос соотношения авторитета государства с авторитетом папства.
Концептуализация проблемы активизировалась с постановкой вопроса о суверенитете государства в контексте межгосударственных отношений в позднее Средневековье и раннее Новое время, когда формировались политии, потенциал которых перерастал в нечто новое, по сравнению с королевствами и городами-республиками. Что прозорливо и подметили авторы творений политико-философской и юридической мысли: Ф. Суарес («De legibus»), Ж. Боден («Шесть книг о государстве»), Г. Гроций («О праве войны и мира), Г. Гоббс («Левиафан»). В XIX и ХХ вв. это направление нашло своих продолжателей в лице многих исследователей и, прежде всего, К. Шмитта.
В XVI–XVII вв. проблема нового государства волновала мыслителей в основном в контексте полыхавших в Европе войн – 80-летней войны Испании с Нидерландами (1556–1648 с 12-летним перемирием) и 30-летней войны между разными мелкими и крупными державами, императором и частями Священной Римской империи, многими герцогами и курфюрстами Германии (1616–1648). Причем одной из «пружин» раскручивания войн была борьба за свободу вероисповедания, которую активизировали, и лютеране, и кальвинисты, и католики. Кроме того, в «тугом клубке» противоречий переплеталось и запутывалось множество других правовых, династических, территориальных, наследственных, колониальных вопросов1. Религиозное обострение противоречий осложнялось национальными, языковыми, торгово-экономическими, ленными (земельными), городскими спорами.
Вестфальский мир сумел найти приемлемое решение, упорядочивая, насколько это было возможно, баланс сил в Европе и суверенность ряда государств. Вестфальский мир установил принцип государственного суверенитета как отправную точку политико-силовой и юридической состоятельности политий, превращающихся в государства, как во внутренней политике, так и международных отношениях. С этого мира началось формирование нового миропорядка, имевшего центральную ось баланса сил, которая, хотя не могла остановить все войны, тем не менее, их упорядочивала. Мир теперь держался на договоренностях наиболее влиятельных суверенных держав, взаимно ограничивающих рост мощи друг друга и покровительствующих другим державам2.
2 См.: Kohler A. Von der Reformation zum Westfälischen Frieden. Munchen: Oldenbourg Verlag, 2011. S. 14–16.
(.............................................)
Оценки состоятельности государств включают в себя блоки показателей, коррелирующиеся между собой – оценки балансов сил и оценки «устойчивого неравновесия интересов». Первый блок – индексы внешних и внутренних угроз, государственности, потенциала международного влияния, мягкой силы. Второй блок – индексы полномочий парламента, демократии, стабильности политической системы, верховенства закона, странового индекса риска, включающего политический риск, индексы несостоявшихся государств, нежизнеспособности государств, способности правления, эрозии легитимности, свобод, гражданской идентификации с государством1.
ЛИТЕРАТУРА
Kohler A. Von der Reformation zum Westfälischen Frieden. Munchen: Oldenbourg Verlag, 2011. 255 s.
Schormann G. Der Dreißigjährige Krieg. 3. durhgesehene Auflage. Gottingen: Vandenvoek und Ruprecht, 2004. 62 s.
REFERENCES
Kapica L.M. Indikatory mirovogo razvitija. M.: MGIMO, 2008. 251 s.
Peganov A. Chehoslovackij krizis v 1938-1939 gg.: vzaimosvjaz' neblagoprijatnoj vneshnepoliticheskoj obstanovki i problemy nacional'nyh men'shinstv // Mezhdunarodnye otnoshenija: istorija i sovremennost'. Teorii i issledovatel'skie praktiki. Vypusk II. RGGU–StGU, 2010. S. 91–109.
Kohler A. Von der Reformation zum Westfälischen Frieden. Munchen: Oldenbourg Verlag, 2011. 255 s.
Schormann G. Der Dreißigjährige Krieg. 3. durhgesehene Auflage. Gottingen: Vandenvoek und Ruprecht, 2004. 62 s.
|