«Карамзинские стипендии:
стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований
РАНХиГС - 2021». Фонд Михаила Прохорова и Школа актуальных гуманитарных исследований Российской
академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС)
проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение шести месяцев
2021 календарного года. Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное
сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук. Цели и задачи конкурса
1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев)
молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже. 2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим
работу над кандидатской диссертацией. 3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой
фазе их работы провести полгода в одном из ведущих научных центров Москвы, с
которым эти исследователи сохранят связь и в будущем. Структура индивидуального гранта. Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:
1. Материальная поддержка в размере 325 700 рублей (без учета подоходного
налога). Оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки
Срок стажировки 6 месяцев. (8 грантов)
2. Для жителей Москвы - Материальная поддержка в размере 205 700 рублей (без
учета подоходного налога). Оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки. Срок стажировки 6 месяцев. (2 гранта)
В конкурсе могут принять участие:
- граждане и/или налоговые резиденты РФ; - не старше 40 лет; - имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была
защищена не ранее 2017 года); - аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в
академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;
2
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из
проектов ШАГИ; - имеющие возможность провести шесть месяцев 2021 календарного года в Москве с
отрывом от основного места работы; - владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения
(чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей); - приветствуется знание других иностранных языков. Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские
стипендии - 2021», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не
более одного раза. Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в
международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных
научных проектах. Список документов, необходимых для участия в конкурсе:
1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом
своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с
другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и
др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки. 2. CV (краткое резюме и список научных публикаций). 3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен
вписываться в общую тему коллективного проекта, на участие в котором
претендует кандидат. 4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о
научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить
аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу). 5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого
проекта. 6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта. 7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с
пропиской). 8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе
соискателя. Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны
соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам
(см. ниже).
3
Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения (изменение сроков в связи с
продлением конкурса)
1. Конкурс объявляется открытым с 1 ноября 2020 года. Заявки принимаются
с 1 ноября по 20 декабря 2020 года (до 23.59);
2. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели
должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:
karamzinefellowship@gmail.com до 23.59 часов 20 декабря 2020 года;
3. Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие
темам проектов ШАГИ 2021 года, не регистрируются и не рассматриваются. 4. Заявки, поступившие на адрес конкурса после дедлайна, не регистрируются и не
рассматриваются. 5. Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее
из руководителей проектов, администрации ШАГИ и ИОН РАНХиГС, а также
представителей Фонда Михаила Прохорова. 6. На первом этапе конкурса (10 — 17 декабря 2020 года) жюри оценивает
мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных
публикаций. 7. На втором этапе конкурса (18 – 25 декабря 2020 года) руководитель проекта, на
который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное
собеседование лично, по скайпу или по телефону. В собеседованиях также могут
принять участие представители Фонда Михаила Прохорова. 8. Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность
Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский
автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов
кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими. 9. Список победителей конкурса, получивших приглашение для работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается не позднее 30 декабря
2020 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ). 10. Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в
течение 2 недель после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие
на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и
получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.
4
11. Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются. 12. По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного
списка не смогут приехать на стажировку. Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в
составе:
Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных
наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в
2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова. Гринцер Николай Павлович - доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта
ШАГИ. Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского
университета, профессор и научный руководитель программы «Public History:
историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, руководитель конкурса
«Карамзинские стипендии». Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный
сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель
Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта ШАГИ. Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ. Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории
историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ. Спиридонов Владимир Феликсович, профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта
ШАГИ. Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, зав. Лабораторией
теоретической фольклористики ШАГИ ИОН, руководитель проекта ШАГИ. Лидерман Юлия Геннадиевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник
лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель
проекта ШАГИ. Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, старший
научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии».
5
Структура работы приглашенного исследователя в проектах:
В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься: - исследовательской работой (70 % рабочего времени); - редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени); - педагогической работой (10 % рабочего времени); - принимать участие в научной жизни ШАГИ (семинарах, конференциях и др.); - регулярно информировать коллег о ходе своей работы. Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа
приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с
утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных
исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством ШАГИ и руководителем исследовательского проекта. Формы отчетности:
1. По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ: - не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном
реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом; - главу или статью для коллективной монографии по проекту; - отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных
исследователей. 2. По итогам работы в ШАГИ приглашенный исследователь предоставляет в Фонд
Михаила Прохорова: -отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме; -финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом. При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант. Права на публикацию работ, выполненных в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами. По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные
исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение
стажировки на базе ШАГИ РАНХиГС. Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом
Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре. ШАГИ предоставляют исследователям:
1. Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер. 2. Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС. 3. Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных
библиотеках. 5. Постоянную консультационную поддержку. Проекты ШАГИ 2021 года:
1. Конструирование мифа в литературе античности и средневековья. Руководитель проекта:
Гринцер Н. П.
6
2. Психологический анализ поведения городских жителей в ситуации пандемии. Руководитель проекта: Спиридонов В.Ф. 3. Мифологические мотивы и обрядовые практики в культурной традиции: проблемы
функционально-семантического и компьютерного анализа. Руководитель проекта:
Неклюдов С. Ю. 4. Риторические топосы и коллективные репрезентации в системе культуры от Античности
до Нового времени. Руководитель проекта: Неклюдова М. С. 5. Фольклор в современном городе: модели текстуализации и практики взаимодействия с
пространством. Руководитель проекта: Петров Н. В. 6. Литературная фиксация социального ритуала: от средневековой мистики до нон-фикшн
ХХ в. Руководитель проекта: Ершова И. В. 7. Язык власти в средневековой Руси: лексика, грамматика, прагматика. Руководитель
проекта: Успенский Ф.Б. 8. Места зрелищ и пространства перформанса в экспериментальной театральной культуре
ХХ-ХХI веков (российский контекст). Руководитель проекта: Лидерман Ю. Г.
Аннотации проектов. Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах. Проект 1. Конструирование мифа в литературе античности и средневековья
В рамках проекта предлагается новый подход к пониманию мифа не просто как
традиционной легенде/устойчивому традиционному сюжету, но как к своеобразному
механизму преобразования традиции в зависимости от актуального историко-культурного
контекста. В этом смысле античные и средневековые литературные и историографические
сочинения могут получить дополнительные или принципиально новые прочтения, интерпретирующие их в связи с современной им политической и идеологической
ситуацией. Таким образом, результаты исследования должны внести вклад в 1)
общетеоретическое понимание мифа 2) конкретную интерпретацию отдельных значимых
памятников античной и средневековой словесности и 3) понимание общих
закономерностей формирования политической мифологии от античности до
современности. В ходе исследования будут рассмотрены способы адаптации традиционного
мифологического сюжета к новому историко-культурному контексту; предложены новые
интерпретации ряда античных и средневековых памятников, в том числе и в рамках
целостного историко-культурного и филологического комментария к
7
ним; продемонстрирована взаимосвязь традиционной мифологической поэтики
литературных текстов и современной им политической риторики; вскрыты механизмы
формирования новых социо-политических мифов как в античности, так и в последующие
эпохи. Руководитель проекта: член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС Николай Павлович
Гринцер. Проект 2. Психологический анализ поведения городских жителей в ситуации
пандемии
Одна из ключевых проблем, связанных с возникновением и распространением
эпидемий (в частности, коронавирусных), заключается в том, что эффективность методов
борьбы с эпидемией напрямую зависит от того, насколько строго большинством людей
соблюдаются рекомендации по социальному дистанцированию, вакцинации, гигиене и
своевременному обращению за медицинской помощью и т.д. Несмотря на
многочисленные усилия государственных органов и средств массовой информации, в ходе
эпидемии были отмечены многочисленные случаи нарушения режима самоизоляции, приводящие к распространению инфекции, недооценка или существенная переоценка
угрозы заражения, резкий рост числа сторонников теорий заговора и самих подобных
«теорий». Представляется, что в основе подобных поведенческих проявлений лежат
психологические причины. Подобная постановка вопроса требует прояснения
психологических факторов, предсказывающих поведение и эмоциональное состояние
людей в условиях эпидемии или пандемии, а также после их окончания. Возможным и
многообещающим подходом к решению этой исследовательской проблемы можно
считать изучение ментальных моделей, то есть устойчивых и относительно постоянных
тематически сгруппированных индивидуальных представлений, которыми
руководствуются люди в ситуациях, требующих объяснения и предсказания причин
возникновения и особенностей внутреннего устройства конкретного природного или
социального явления. Как устроены ментальные модели процесса распространения вируса
и причин заражения и насколько сложившиеся ментальные модели определяют формы
поведения городских жителей в условиях эпидемии и является предметом нашего
интереса. Проект направлен на достижение нескольких связанных целей:
1. Описание феноменологии и построение классификаций ментальных моделей
биологических агентов (в частности, вирусов). Также, необходимо построить
классификацию форм поведения, спровоцированных эпидемией коронавируса. Решение
данной задачи представляется необходимым для реализации всех последующих этапов
исследования. 2. Разработка аналитических методов фиксации и реконструкции ментальных
моделей респондентов. Данная методическая задача предполагает разработку и
эмпирическую проверку процедур, направленных на выявление активных ментальных
моделей, «запускающих» определенные формы поведения. Для этого потребуется
выделить предикторы различных форм поведения в ходе эпидемии коронавируса, а также
разработать методы эмпирической фиксации предикторов. 3. Теоретический и экспериментальный анализ ментальных моделей и возможных
форм поведения. Достижение данной цели предполагает разработку и экспериментальную
проверку возможных теоретических моделей.
8
Руководитель проекта: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС
Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей
по теме. Владение основами экспериментальной психологии. Проект 3. Мифологические мотивы и обрядовые практики в культурной традиции:
проблемы функционально-семантического и компьютерного анализа. Проект посвящен фольклорно-антропологическому исследованию традиционного
мотива (его семантики, морфологии, текстуализации, географического распределения), изучению вернакулярных верований и практик в контексте сакрального ландшафта и
храмового пространства; выявлению мифологических моделей в текстах культуры (от
архаических традиций до постфольклора). Мотив относится к числу наиболее сложных для изучения предметов
филологического исследования. Он трудноуловим и трудноопределим, неясно
соотношение его синтагматических и парадигматических ракурсов, морфологической
схемы и текстовой реализации, универсальных структур и национально специфических
редакций, его корреляций с компонентами модели/картины мира, с одной стороны, и с
«общими местами» текста, с другой. При этом данное понятие остается совершенно
необходимым аналитическим инструментом для фольклористов и исследователей
культурных традиций, обойтись без которого не удается при анализе любых текстов
культуры. Еще в конце XIX в. структурные и содержательные схождения в текстах мирового
фольклора подвели ученых к мысли (в должной мере так и не отрефлектированной), что за
видимым многообразием традиций разных народов мира стоит набор исчислимых и
единообразных сущностей, универсальный и всеобщий мотивный фонд. Теоретическая
разработка проблематики мотива принадлежит А.Н. Веселовскому, В.Я. Проппу, С. Томпсону (S. Thompson), А. Дандесу (A. Dundes), Б.Н. Путилову, Е.М. Мелетинскому, Б. Кербелите (b. kerbelite), Ю.Е. Березкину, И.В. Силантьеву и др. исследователям. Составлены репрезентативные каталоги мотивов традиционной словесности (прежде
всего, С. Томпсона и Ю.Е. Березкина), однако большинство вопросов, относящихся к их
структуре, семантике и географической дистрибуции остаются не разрешенными. Инструменты современного антропологического, искусствоведческого, компьютерного
анализа дают новые исследовательские перспективы в этой области. Объектом исследования являются фольклорно-мифологические тексты Евразии;
корпус индоевропейского палеофольклора (ранние ирландских тексты); прагматика
мифологических нарративов в фольклоре и постфольклоре, механизмы трансмиссии
мотивов и их реализация в текстах разных типов – в устных жанрах, в книжности Средних
веков, Нового и Новейшего времени, в медиа, в иконографии; конструирование
храмового пространства (визуальная организация, собирание реликвий, вотивные дары);
сакральный ландшафт в горах и в городе (Алтай). Содержательные разделы темы: Фольклорно-мифологический мотив: морфология, семантика, текстуализация. Мифологические модели в текстах культуры: от устных традиций к
постфольклору.
9
Храмовое пространство в постсоветской России: антропологическое
исследование. Конструирование сакрального ландшафта в горах и в городе. Корпус фольклорных текстов и географическое распределение мотивов:
статистический компьютеризированный анализ. Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики
ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их
трансмиссии». Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.. Проект 4. Риторические топосы и коллективные репрезентации в системе культуры
от Античности до Нового времени. Со стремительным развитием сетевой культуры проблема исследования языковых, мыслительных и цивилизационных клише выходит на первый план не только в
социальных, но и в гуманитарных науках. Изучение «мемов» и их значения для
формирования социума и установления коммуникации равно занимает лингвистов, антропологов и специалистов по цифровой культуре. Однако сам по себе феномен не нов
и не является исключительной особенностью именно Интернет-культуры. Избитые
истины и не менее избитые выражения составляют основу любой культуры, без которой
не было бы возможно ее дальнейшее развитие. Более того, они функционируют как
своеобразные «места памяти», поддерживая нашу культурную самоидентификацию
(«Пушкин – наше все», и т.д.). Таким образом, изучение формульных структур позволяет
перекинуть мост между доцифровой и цифровой культурой. Проект посвящен исследованию как самих языковых и мыслительных клише, так и
методов работы с ними, будь то наследие Toposforschung Эрнста Курциуса, связавшего
изучение топосов и движением идей и культурного развития; или история понятий (в том
виде, в каком она практиковалась Кеймбриджской школой). Оба направления
предполагают изучение формульных дискурсов в культурах европейского типа на
протяжении достаточно протяженного времени, иногда – от Античности до наших дней. При этом речевые клише, избитые выражения и культурные стереотипы преполагается
рассматривать не как данность, а как результат определенной работы, непосредственно
связанной с тем местом, где она происходит. Иначе говоря, с нашей точки зрения
формирование или заимствование формульного выражения соответствует потребностям
коллективного сознания. Руководитель проекта: Неклюдова Мария Сергеевна, Ph.D., зав. Лабораторией истрико- культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, neklyudova-ms@ranepa.ru
Требование к кандидатам: знание по крайней мере одного иностранного языка
(предпочтительно английского, французского или немецкого), наличие публикаций по
темам, близким к проблематике НИР. Проект 5. Фольклор в современном городе: модели текстуализации и практики
взаимодействия с пространством
10
Проект посвящен и выявлению моделей текстуализации фольклорных сюжетов и
практик взаимодействия жителей с городским пространством
Одной из актуальных задач современной гуманитарной науки является анализ
языковых/речевых и фольклорных явлений с точки зрения социальной обусловленности
их функционирования. Такие тексты используются для идентификации пространства как
городскими жителями (сетевые сообщества, конфессиональные группы), так и приезжими, в том числе туристами. Чтобы понимать причины возникновения этих текстов и
механизмы их распространения, необходимо их фиксировать в режиме непрерывного
мониторинга онлайн. В то же время важно выяснить, как эти тексты (и стоящие за ними
представления) влияют на практики повседневного взаимодействия людей оффлайн. Именно в фиксации и анализе таких текстов и практик основная цель проекта. Задачи проекта более конкретны и могут привлеь специалистов в разных областях
знания: выявление механизмов текстуализации городских высказываний в условиях
цифровых медиа, моделей артикуляции нарративов власти, обусловленных
идеологическими и экономическими целями; понимание эмоциональных стратегий
городских сообществ при передаче фольклорных нарративов; анализ типов текстов и
практик, связанных с осмыслением чрезвычайных ситуаций в городе; анализ
пользовательских сценариев туристов в современном мегаполисе; исследование и
мониторинг идеологических высказываний в цифровом пространстве; наблюдение и
анализ военно-патриотических практик; исследование городской религиозности (на
примере православных и старообрядческих общин). Содержательные разделы темы: Актуальные события и память о прошлом в фольклорных текстах и
публичных ритуалах
Город и общество: пространство и стратегии потребления
Фольклорные тексты и вернакулярные практики онлайн и оффлайн
Текст города в идеологическом и социокультурном измерении
Руководитель проекта: Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Школы актуальных гуманитарных
исследований, ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фольклорные идеологии и
поведенческие стратегии в современном городе» и «Народная история России». Требования к кандидатам: наличие опыта в полевых экспедиционных исследованиях (интервьюирование, проведение массовых опросов, включенное наблюдение) знакомство с основными тенденциями в антропологии и социологии города
Бонусом при выборе кандидата будет служить наличие навыков работы с базами
данных и / или опыт работы аналитиком данных, опыт работы в юридической
или финансовой сфере. Проект 6. Литературная фиксация социального ритуала: от средневековой
мистики до нон-фикшн ХХ в. Проект посвящен исследованию процессов проникновения и кодификации различных
социальных ритуалов и практик (литературные институты, формы религиозной жизни,
11
литературный быт, эдиционная практика) в фикциональную и нефикциональную
литературу. Задачи и проблематика проекта охватывают самые разные сферы:
исследовать влияние на средневековую и ренессансную словесность различных форм
общественной жизни
религиозных практик, форм литературного быта;
выявить формы воздействия литературы на социальные модели поведения;
изучить связь текста и социальных форм его существования в культуре (например, изучение перформативных аспектов);
изучить связь драматургии и паратеатральных форм;
исследовать связь литературного текста с понятиями литературного заказа и
литературной моды (проблематика массовой культуры) ;
изучить формы перевода и комментария текстов европейской классики, определяющие
особенности читательского восприятия иноязычного текста. Содержательные разделы темы: Влияние издательских практик на литературный процесс Литература как форма социального и идеологического прогнозирования
Социально-культурные практики и литературный текст
Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель
проекта «Социальные практики и процессы литературной кодификации». Требования к кандидатам:
Мы заинтересованы в молодых исследователях-филологах, имеющих необходимую
подготовку в области литературоведения: • специализация по литературоведению с углубленным знанием одной из
западноевропейских культур (классических культура Западной Европы и Америки от
Средних веков до современности); • свободное владение несколькими европейскими языками; • желательно: опыт перевода художественных или научных текстов. Проект 7. Язык власти в средневековой Руси: лексика, грамматика, прагматика
Актуальность проблемы может быть обоснована тремя положениям. 1 Сама тема
исследования находится на переднем крае мировой гуманитаристики: проблемы изучения
"языка власти" активно изучаются в современной науке и являются остро
дискуссионными (в частности, в рамках неоинституционального подхода); 2. Междисципинарный (историко-филологический) подход к исследования, обеспечиваемый
участием в проекте специалистов соответствующих профилей; 3. Привлечение новых, мало исследованных или неизвестных в отечественной историографии источников (в
частности, ганзейских источников по истории средневековых Новгорода и Пскова). Изучение дискурсов власти в республиках эпохи Средневековья является одним из самых
актуальных направлений современной гуманитарной мысли, особенно в контексте
дискуссий вокруг соотношения республиканизма и либерализма. Планируется выявление
принципов формирования и пополнения "словаря" политической терминологии; изучение
книжных и некнижных элементов в идеологическом высказывании; Предполагается
описание традиционного и инновационного начал в коммеморативных речениях и
12
официальных текстах эпохи; исследование риторики конфликта и риторики примирения. Кроме того? Будет предпринят анализ и инвентаризация политической терминологии в
источниках, связанных с Новгородом и Псковом; сопоставление терминологии ганзейских
источников на средненижненемцком языке и древнерусских источников; сравнительно- историческое исследование политической культуры Новгородской и Венецианской
республик
Руководитель проекта: Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник
ШАГИ РАНХиГС
Проект 8. Места зрелищ и пространства перформанса в экспериментальной
театральной культуре ХХ-ХХI веков (российский контекст)
Актуальные вызовы, с которыми столкнулось человечество сегодня в связи с
вынужденным приостановлением социальных взаимодействий и опустошением
публичных пространств, по-новому проявляют актуальность теории места, как она
разворачивается в науках об искусстве (и в особенности в науках о перформансе, в теории
медиа) и философии. В исследовании коллектива 2020 года «Архив и документ в
перформативных искусствах: теории, методологии и практики» были выявлены и описаны
различные стратегии архивирования и музеефикации, как они реализуются в актуальном
современном театральном искусстве и ключевых явлениях русского театра ХХ века. Архивный импульс, распространившийся из практик визуального искусства в искусства
живого исполнения, подтверждает существование тенденции к устранению границ между
искусствами. Но наряду с этой тенденцией, мы наблюдаем и обратную, а именно, продолжение театральной традиции, которую можно обнаружить в проектах, которые
называются site specific, или театр in situ. Именно взаимодействие с пространством
порождает формы театральности, в которых можно зафиксировать, что искусства живого
исполнения обладают специфическими средствами и специфическими референциями, автономными от визуального искусства. В исследовании 2021 года мы хотели бы выявить
театральные новации русского театра ХХ века, в которых отправной точкой оказывалась
специфика места, проследить, как модные тенденции, влиятельные теории, логика
развития художественных идей и другие факторы влияли на рост или нивелирование
пространственных или территориальных параметров театра и перформанса. Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ
РАНХиГС. Требования к кандидатам:
- интерес к теории искусства; - интерес к междисциплинарности; - готовность к интенсивной работе в проекте и для проекта; - не менее двух публикаций по теории или истории перформативных искусств; - знакомство с работами исследовательского коллектива НИР.
13
Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны
отправить весь комплект документов на адрес конкурса:
karamzinefellowship@gmail.com
До 20 декабря 2020 года (до 23.59)
|